Статьи:

Содержание труда современных инженеров

На своем рабочем месте молодым инженерам чаще всего приходится решать следующие задачи — заниматься разработкой проектов (42%), установкой или наладкой оборудования (38%), проектированием и конструированием (26%). Научными исследованиями заняты 13% опрошенных молодых инженеров. Функции управления работой являются частью прямых должностных обязательностей 22% опрошенных молодых инженеров (однако, уже в группе 2630летних доля тех, кто выполняет управленческие функции, возрастает до 28%). Каждый десятый молодой инженер участвует в разработке технологической политики компании. Всего более половины инженеров имеют подчиненных, то есть должны осуществлять какоето руководство людьми, даже если это не является их основной функцией на работе, что немало, если учесть, что мы говорим о специалистах, которым меньше 35 лет.

(Надо сказать, что «революция менеджеров», случившаяся в нашей стране в 90е годы, когда, к руководству даже достаточно крупными предприятиями пришли относительно молодые люди, слабо затронула техносферу вообще и инженерную деятельность, в частности. Всетаки эти сферы требуют не только хорошего образования, таланта и лидерской харизмы, но и наработки значительного числа практических навыков, достигаемых длительным практическим опытом. Поэтому даже самые «продвинутые» молодые менеджеры и собственники предприятий предпочитали иметь в своей команде в качестве главного инженера (конструктора, технолога и т.п.) умудренного опытом человека старше 50. Однако все меняется. Те, кому было за 50 десять лет назад, сейчас уже находятся в предпенсионном возрасте и (в связи с дефицитом специалистов среднего возраста) им на смену приходится оперативно готовить и назначать на руководящие должности молодых. В какомто смысле современные молодые инженеры оказываются в положении своих сверстников 2030 годов прошлого века, на долю которых выпала основная работа по проведению индустриализации страны. Оглядываясь назад, надо признать, что то поколение молодых отечественных инженеров оказалось на высоте и не только создало отечественную промышленность мирового уровня, но и породило целое созвездие выдающихся конструкторов, ученых и руководителей. Немалое значение имело при этом то, что в те годы молодым доверяли самые ответственные работы, назначали на высокие должности — а большая ответственность, в свою очередь, многократно ускоряла все процессы обучения и освоения новых знаний. Можно предположить, что и современные молодые инженеры, будучи поставлены в жесткие условия руководства серьезными проектами и людьми, будут вынуждены быстро учиться и перенимать опыт у старшего поколения. Возникнут ли такие проекты и будут ли поставлены перед молодым поколением инженеров такие задачи — зависит не от них. А вот понять, готовы ли они к тому, чтобы ответить на эти вызовы, — задача настоящего исследования.)

Руководить людьми чаще входит в обязанности молодых инженеров — мужчин, и реже — женщин (61% мужчин против 47%). Женщины же гораздо активнее вовлечены в научные исследования (18% против 10% у мужчин). Чем старше инженер, тем чаще в его обязанности входит руководство людьми (в группе 2325 лет — у 42%, в группе 2630 лет — 56%, в группе 3135% — 67%). Как мы видим, даже в самой младшей группе управление людьми — весьма распространенная деятельность, а в старшей группе всего треть опрошенных не участвует в принятии управленческих решений. Наиболее велика доля респондентов, занимающихся управлением людьми, среди тех, кто работает в металлургии и ВПК (32% и 30%). Меньше всего она в сфере науки и научного обслуживания (9%), что, возможно, связано с тем, что в науке вообще возраст зрелости наступает значительно позже, чем в других отраслях, а, возможно, с тем, что практическая деятельность инженера на современном производстве с необходимостью включает выполнение управленческих и организационных функций. В частных компаниях молодежи чаще доверяют такую ответственную деятельность как управление людьми (25% против 20% в государственном секторе и 22% в компаниях с иностранным участием) и разработку технологической политики компании (14% против 8% в государственном секторе и 9% в компаниях с иностранным участием). Возможно, это говорит о том, что частные компании раньше всех среагировали на изменение ситуации с инженерными кадрами и начали доверять молодым специалистам. Можно надеяться на то, что именно в этом сегменте быстрее всего появится опыт активного привлечения новых инженерных кадров к решению сложных задач.

Функцию управления людьми молодым инженерам чаще поручают в малых городах, и гораздо реже — в больших. В городахмиллионниках 15% опрошенных ИТР занимаются по своей работе управлением людьми, в больших городах (500 тыс. — 1 млн. чел) таких 19%, в крупных (250500 тыс.) — 22%, в средних (100250 тыс.) — 28%, а в малых (50100 тыс. жителей) — треть. Москва дает вполне средний результат — 22%. Возможно, в малых городах ситуация с инженерным корпусом совсем напряженная, поэтому молодых специалистов активнее ставят на руководящие должности. В какойто мере это подтверждается тем, что в регионах с низким уровнем промышленного развития доля тех, в чьи обязанности входит управление людьми, выше всего (58% против 55% в других регионах). Т.е., чем тяжелее ситуация с промышленностью и кадрами в регионе, чем меньше возможностей у руководства предприятий в выборе, тем больше шансов у молодежи занять руководящие должности (а, следовательно, и получать большую зарплату).

Comments are closed.